Другой библейский толкователь снов Иосиф, обладая незаурядным даром, как известно, сумел и свою жизнь спасти, и другим людям помочь. Это тоже очень популярная история — о том, как в темнице вместе с ним оказались два царедворца — главный виночерпий и главный хлебодар. И в одну ночь обоим виделись сны, «каждому — свой».
А поутру Иосиф истолковал эти сновидения как пророческие. Опыт расшифровки сонных образов у него был («Сон о снопах», когда Иосиф предсказал свое будущее и будущее своих ближайших родственников. Бытие, 37, 6-10). Не ошибся он в своих прогнозах и на этот раз. Растолковал виночерпию: «Три ветви на виноградной лозе — это три дня, а то, что во сне ты взял созревшие виноградные ягоды и выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараона — это к тому, что именно через три дня фараон возвратит тебя на место твое».
Растолковал хлебодару: «Три корзины у тебя на голове — это три дня, а то, что во сне птицы клевали из верхней корзины всякую пищу фараонову, изделие пекаря, — это дурной знак, говорящий о том, что именно через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве; и птицы будут клевать плоть твою с тебя».
Так оно все и вышло. И сроки исполнились, и сами сны сбылись — так, как и предполагал Иосиф, исходивший в своих толкованиях прежде всего из значения определенных символов для конкретного человека: хлебодару важно то, что было связано с «изделием пекаря», виночерпию — то, что напрямую касается его рода занятия.
Понятно, что и знаменитые сны фараона о семи тучных и семи тощих коровах и колосьях были расшифрованы Иосифом с такой же точностью (Бытие, 41).
Еще в те времена снотолкователи знали, как важно в сновидениях количество каких-либо снящихся объектов, как важны вообще цифры, числа, являющиеся в разных образах. Отсюда и сама возможность пророчества о датах и сроках.
Семь коров — семь лет. Семь колосьев — семь лет.
Коровы — «тощие и худые». Колосья — «тощие и иссушенные». Это годы плохие и неурожайные. Коровы — «тучные», колосья — «полные». Это, напротив, годы хорошие и урожайные. «Вот наступает семь лет великого изобилия по всей земле Египетской. После них настанут семь лет голода… А то, что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие» (Бытие. 41, 29-32)
Иосиф понял самое главное: два сна говорили об одном и том же, по сути, это был пример повторяющегося сна, который в любом случае обозначает, что речь идет о чем-то очень важном, о чем-то очень существенном для человека или, как в данном случае, для целого государства, да и приснились эти сны правителю, персоне, на которой лежит ответственность за всю «землю Египетскую». А то, что в одном сне — колосья, в другом — коровы, это неважно. Два символа, а смысл их един: скотоводство и землепашество — суть основы благоденствия, и речь идет о вещах очевидных (во всяком случае, для Иосифа) — «урожай или неурожай, изобилие или голод».
Кстати, как гласит одно из древнееврейских преданий, до Иосифа с этими же снами пытались справиться египетские волхвы. И вот каков был их вариант:
«Семь тучных коров» — у тебя родится семь дочерей, «семь тощих коров» — семь дочерей ты похоронишь, «семь тучных колосьев» — семь царств завоюешь, «семь тощих колосьев» — семь областей отложатся от короны египетской». Неудивительно, что, услышав внятное объяснение Иосифа, фараон, как рассказывал своим ученикам равви Берешит-Раба, увидел все ничтожество прежних толкователей.
Фараон, в отличие от своего коллеги Навуходоносора, к голосу сновидения прислушался, тем более что Иосиф оказался не только талантливым снотолкователем, но и весьма изобретательным администратором. Его проект спасения от голода принес свои плоды, и хотя все приснившееся «имело место быть», трагических последствий это не принесло.
Не удивляет и то, что именно фараон отнесся к сонным прогнозам столь серьезно. На земле Египетской, в стране древнего знания, ведущего свою историю чуть ли не со времен легендарной Атлантиды, традиции снотолкования были достаточно сильны и в быту.
В распоряжении историков есть египетский папирус из Дерал-Мадинеха (он датирован 2000—1700 гг. до н. э.) — подробное описание того, как следует с помощью сновидений получать «советы свыше». Древнеегипетским богом сновидений был Серапис. Ему-то и посвящались знаменитые «храмы снов» — серапимы. Именно сюда приходили те, кто желал увидеть специальное «ночное послание». Иных одаренных «ловцов снов» присылали сюда с особым заданием: посмотреть сон… за другого человека, если тот почему-то не мог сделать этого сам.
На большой стене перед Великим Сфинксом написано знаменитое сновидение Тутмоса IV, так что для древних египтян сон и сновидение всегда были делом священным.
Томас Манн вкладывает в уста патриарха Иосифа замечательную фразу: «Видеть сны и толковать — разные вещи». Иосиф (по крайней мере, в версии немецкого писателя) понимает и другое, нечто значимое и для современных традиций сногадания:
Доверяйте себе и доверяйте своим снам, тогда сможете понять, какие сны «создал для вас Бог» и для чего они даны.
«Не от Бога ли истолкования?» — восклицал Иосиф, сидя в темнице, услышав про сны виночерпия и хлебодара. Ответ Священного Писания христиан очевиден: от Бога. Равно как и от Бога сама наша возможность и способность «и видеть сны, и толковать сны». И нет в том ни ереси, ни богохульства.
Источник: http://tatufoto.ru/
Be the first to comment on "Видение и толкование снов. Тайны снов."